Салон СП-Декор на Фрунзенской
Москва, Бережковская набережная 20 с5, 4 этаж, офис 404б
+7 (495) 780-66-41
+7 (926) 537-69-96
+7 (985) 964-41-81
   8 (800) 234-14-16
Понедельник - Cуббота: 10:00-19:00
Воскресенье: работаем по предварительной договоренности
 Каталог


История мозаики

Есть виды искусства, которые существовали и будут существовать всегда. Наравне с музыкой и живописью, к таким видам творческой деятельности человека относится и мозаичные творения. Удивительно, но и в наш прагматичный век шедевры мозаики продолжают появляться на свет.


Популярно о мозаике

Мозаика - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.


История мозаики


Мозаика древнего востока

История мозаики восходит к второй половне IV тысячелетия до н.э., к  временам, которыми датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии: Урука, Ура, Эриду. В те времена мозаичные рисунки составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно тремя цветами - красным, черным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник, зигзаг. К IX веку до н. э. относят ранние примеры применения техник мозаики из необработанной гальки, составившей один из этапов в развитии мозаичных техник.

Терракотовая мозаика Урука
Терракотовая мозаика Урука


Античная мозаика

Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы концом V века до н. э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом.

Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму. Древнейшим памятником, где была использована техника подколки или тесселирования, считаются мозаики сицилийского города Моргантина (III век до н. э.).

В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла — смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.

 мозаика 'Битва при Иссе'
"Битва при Иссе"
Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как "opus vermiculatum", то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.


Мозаика раннего христианства и Византии

 Мозаика Императрица Феодора. Равенна
Императрица Феодора. Равенна


"Символ души — птица"
мозаика на византийской мозаике православного храма 6 века. Херсонес

Высочайшим расцветом мозаического искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.


Мозаика средневековой Европы

Мозаика Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим

Мозаика Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим
13-й век, Мозаика Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим

Рококо

В качестве материала для мозаики стали широко применяться раковины морских моллюсков. Такими мозаиками украшали интерьеры. В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из бисера. Бисер вкладывали по воску на бумагу, картон, пользуясь схемами для вышивки крестом. Подобных работ сохранилось очень мало. В Германии с этим материалом в 1750—1770 гг. работала мануфактура ван Зелова, впоследствии секрет технологии был утерян. Декорировались как плоские детали мебели, например столешницы, так и объёмные предметы: бутыли, фигурки птиц. Большинство изделий этой мануфактура находятся в музеях Германии.


Мозаика в исламе

Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Если не было бы других древних сооружений Азербайджана, то было бы достаточным показать всему миру только Дворец шекинских ханов.

Дворец шекинских ханов, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана был построен в 1762 году Гусейханом. Дворец, в свое время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъемные решетчатые рамы с набором шебеке — разноветными мелкими стеклами. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.

Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являющейся в то время самым популярным видом живописной техники. Свидетельством тому являются образцы живописи из дворца шекиских ханов, сохранившиеся до наших дней и не утратившего своей художественной выразительности. Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты.

 Мозаика в исламе

Мозаика в исламе


Мозаика в России


Древнерусские мозаики

На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала - в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия.

Мозаика в Софийском соборе (Киев)
Мозаика в Софийском соборе (Киев)

Мозаика в Михайловском златоверхом монастыре
Мозаика в Михайловском златоверхом монастыре


Мозаика в России Нового времени

Возрождением мозаики в России занимался М. В. Ломоносов. Однако, мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.

Поэтому, в 1840-е годы, когда стал вопрос о переводе живописных икон для Исаакиевского собора в мозаику, русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств в Рим — учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальт были приглашены технологи-стекловары.

В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств. Поскольку этот опыт Академией принят не был, А.А.Фролов открывает собственную студию, которая, уже при его брате В. А. Фролове, становится самой успешной студией мозаики дореволюционной России, а впоследствии полагает основы советского мозаичного искусства.

С нашими обоями
каждое утро – вдохновение!
SP-DEKOR

Салон 'СП-Декор' - красота и уют в ваших домах и офисах

Салон-магазин обоев: эксклюзивные и детские обои, фрески, краски и клей для обоев, плинтусы, молдинги и лепнина для интерьера вашего дома.

Москва, Бережковская набережная 20 с5, 4 этаж, офис 404б

Телефоны для связи: +7 (495) 780-66-41, +7 (926) 537-69-96, +7 (985) 964-41-81, 8 (800) 234-14-16

E-mail: 7300545@mail.ru